АНАЛИЗ ВОЗМОЖНЫХ ОБЩИХ ПРИЧИН ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ОТКАЗОВ

После анализа ФО отдельных систем проводится анализ отказобезо­пасности самолета в целом, задачей которого является установление функциональных связей между системами, определение влияния отказов одних систем на работу других, отыскание агрегатов, узлов и элементов конструкции, отказ которых приводит к выходу сразу нескольких систем (общих точек). При анализе взаимосвязи различных функциональных систем необходимо:

• определить виды потребляемой энергии каждой функциональной системой и связь потребителей энергии с системами — источниками этой энергии;

• определить "информационные связи" между отдельными функцио­нальными системами, т. е. выявить все сигналы, которые вырабатываются в одних системах и используются в других;

• определить, какие неблагоприятные условия могут возникнуть при отказе одних функциональных систем и как они могут сказаться на работе других. Ктаким неблагоприятным условиям прежде всего следует отнести выход температурных режимов за допустимые, возникновение вибрационных и других механических нагрузок, воздействие рабочих жидкостей или газов на агрегаты и элементы различных систем при разгерметизации элементов систем, содержащих эти рабочие тела;

• оценить серьезность возможного поражения элементов конструк­ции различных систем при нелокализованных разрушениях маршевых двигателей, вспомогательной силовой установки и т. д.;

• оценить влияние неблагоприятных внешних факторов на функцио­нальные системы, например, таких как воздействие отрицательных температур на работу топливной системы и бытового оборудования, воздействие обледенения, камней, пыли, воды на различные системы при пробеге и разбеге самолета по ВПП.

К анализу общих причин возникновения ФО также относится анализ последствий определенных событий (внешних воздействий), перечислен­ных в нормах летной годности, которые могут привести к одновременно­му возникновению многих ФО в различных системах самолета. Такими событиями являются:

• нелокализованное разрушение двигателей;

• воздействие полей высоких энергий (HIRF);

• попадание в самолет молнии;

• удар птицы;

• другие предусмотренные требованиями события.

Анализ последствий указанных событий основан на моделях соответствующих событий, приведенных в нормативных документах, и перечне критических систем, выявленных при проведении АФО. Основой указанных работ являются результаты проведения анализа ФО систем самолета. На основании этих результатов определяется перечень так называемых "критических" систем самолета, т. е. систем, в которых имеются ФО или их сочетания, приводящие к аварийным или катастро­фическим ситуациям. При этом не имеет значение вероятность возникно­вения указанных отказов. Ниже рассмотрены некоторые работы, обязательно включаемые в анализ общих причин ФО.